|
Финальный научный отчет grant #99-59116gss ВВЕДЕНИЕ Кыргызстан вошел в 21 век, век новых технологий, знаний и информации, лидером среди стран Центрально-азиатского региона по темпам демократических преобразований. Новая эпоха, безусловно, потребует новых подходов для современного и эффективного решения важнейших проблем личности, общества и государства в целом. За короткий срок должна быть разработана новая политика развития нашего общества, которая соответствовала бы наступающим реалиям и желанным целям развития. Кыргызстан, став полноправным членом мирового сообщества, заявил о приоритете прав и свобод человека и гражданина как о высшей ценности государства. Это обусловлено многими причинами, главными из которых является тот путь развития, который Кыргызстан избрал для себя. И этот путь - путь демократических преобразований, построение правового, светского, социального государства на принципах равенства, братства и созидания всех граждан Кыргызской Республики. Характерной чертой наступающего времени является усиление интеграционных процессов протекающих в политической, экономической и социальной жизни общества. Будущее Кыргызстана и каждого кыргызстанца в отдельности напрямую зависит от положения дел в этих сферах. При этом, в перспективе неизмеримо возрастает роль социальной сферы. От ее качественного состояния зависит здоровье, образование и культура человека. Эти факторы все в большей мере становятся мощным ускорителем экономического роста и определяющим условием прогресса человеческого общества. Кыргызский народ обладает духовным и высоким интеллектуальным потенциалом. На пути социальных реформ, в первую очередь опорой является это бесценное богатство. Поэтому надо приложить все усилия для сохранения и улучшения качества человеческой жизни, для обеспечения всесторонней заботы о человеке, о его здоровье, образовании и духовном развитии. У кыргызов есть выражение: "Здоровье - главная ценность". Кыргызстан испытывает огромные трудности на начальном этапе своего становления из-за непростой ситуации переходного периода. И именно на сферу здравоохранения и охрану здоровья пришелся основной удар социально-экономического кризиса, именно в этой сфере происходило нарастающее ухудшение ситуации. Работа системы здравоохранения, несмотря на ее обширную сеть и сравнительно широкую доступность к ней населения, в новых условиях дефицита бюджета оказалась недостаточно эффективной, что отразилось на основных демографических показателях. По данным, опубликованным в послании Президента Кыргызской Республики А.Акаева Жогорку Кенешу и народу Кыргызстана "Модель развития социальной сферы Кыргызстана на 21 век", резко увеличились механические движения населения - миграционные процессы. По сравнению с 1990 годом рождаемость снизилась на 16%, увеличилась общая смертность на 18,6%, что вызвало в свою очередь снижение естественного прироста населения на 26,9%. Кыргызский народ является малочисленной нацией и забота, и охрана этноса, повышение качества генофонда - главная задача государства. В Кыргызской Республике вопросы развития народонаселения являются не просто актуальными, а первоочередными и требуют скорейшего и безотлагательного их решения. Проводя, уже не один год, исследования в этой сфере, Институт равных прав и возможностей пришел к выводу, что существующие в Кыргызской Республике программы по охране здоровья граждан: "Туберкулез", "Здоровая нация", и т.д. не в полной мере охватывают одну из важнейших сфер человеческой жизни, а именно сексуальное и репродуктивное здоровье и вопросы правовой защиты сексуальности и репродуктивности граждан. В связи с этим Институтом равных прав и возможностей были разработаны программы воздействия на вопросы развития народонаселения через повышения уровня правосознания населения в сфере охраны сексуальных и репродуктивных прав. Институт равных прав и возможностей стал одним из инициаторов и принял активное участие в разработке Закона "О репродуктивных правах граждан Кыргызской Республики", который был внесен на рассмотрение в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики через депутата Байболова К.. Но, как это часто бывает, лишь основные положения законопроекта Института равных прав и возможностей вошли в окончательный вариант Закона "О репродуктивных правах граждан Кыргызской Республики". В связи с этим Институт равных прав и возможностей разработал комплекс мер правового характера по совершенствованию механизмов реализации принятого закона. Поданный в Фонд Дж.Д. и К.Т.МакАртуров в 1997 году проект "Репродуктивные и сексуальные права в контексте реализации прав человека в Кыргызстане" с января 2001 года получил и финансовую поддержку со стороны Фонда.
Проведя исследования в этой области, Институту равных прав и возможностей предстояло разработать и апробировать механизмы возможной реализации и решения проблем существующих в настоящее время в области сексуального и репродуктивного здоровья. Такими механизмами стали:
Активно работая в этой области Институт равных прав и возможностей привлек внимание Фонда народонаселения ООН в Кыргызстане, который намерен воспользоваться всеми результатами проекта "Репродуктивные и сексуальные права в контексте реализации прав человека в Кыргызстане" выполненные Институтом равных прав и возможностей Кыргызстана. Институт равных прав и возможностей опираясь на проведенные в 2001 году при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т.МакАртуров исследования, считает возможным декларировать, что результаты проделанной работы станут основой для дальнейшего развития этих вопросов в Кыргызстане.
В новых условиях демократизации кыргызского общества и принятием в качестве государственной идеологии концепцию прав человека, появилась возможность по-новому в контексте прав человека подойти к вопросам сексуального и репродуктивного здоровья. Население Кыргызстана, как впрочем, и других стран СНГ, еще слабо воспринимает идеи прав человека. Для постсоветских людей права человека все еще остаются чисто декларативной теорией, не имеющей отношения к практике. Не составляют исключения и представления о праве на сексуальное и репродуктивное здоровье. На пути распространения идеи репродуктивных и сексуальных прав сохраняются препятствия в виде культурных стереотипов народов, проживающих на территории Кыргызстана. Другим существенным препятствием является отсутствие качественной информации по правовым аспектам сексуального и репродуктивного здоровья. На волне демократии в средства массовой информации выплеснулась сомнительного качества литература по вопросам сексуальности, которая привела в шок взрослое население. С другой стороны, это сняло табу в сознании людей - появилась возможность открыто говорить о проблемах охраны сексуального и репродуктивного здоровья и о соблюдении прав человека на проявление сексуальности и репродуктивности. Каирская Международная конференция по народонаселению и развитию (1994 г.) дала следующее определение: "репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов". Охрана репродуктивного здоровья определяется как сочетание методов, способов и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию за счет предупреждения и устранения проблем, связанных с репродуктивным здоровьем. Репродуктивное право подразумевает, что люди могут вести доставляющую им удовлетворение безопасную половую жизнь, что они способны воспроизводить себя, и вольны, решать делать ли это, когда делать и как часто. В Пекинской платформе действий (1995г.) указывается: "Сексуальное право включает в себя право личности осуществлять контроль над вопросами, касающимися ее или его сексуального поведения, и свободно принимать по ним решения без какого бы то ни было принуждения, дискриминации и насилия". Сексуальные права подразумевают полное уважение физической неприкосновенности человеческого тела, требуют взаимного согласия и готовности нести ответственность за последствия сексуального поведения. Во всех документах ООН, касающихся прав на сексуальное и репродуктивное здоровье, ставится вопрос об удовлетворении потребностей населения в этой сфере, которые меняются в течение жизни, и имеют различия в зависимости от пола, социального положения, возраста и других условий. Например, право человека на наивысший достижимый уровень сексуального и репродуктивного здоровья по-разному реализуется для мужчин и женщин. Кыргызская Республика - это страна, население которой составило в 1994 году 4 450 700, ежегодный прирост населения составляет 1,95%. Уровень рождаемости в 1994 году составил 24,3 человек на 1000 населения. Ожидается, что к 2005 году население республики составит 6,2 млн., а в 2025 - 7,5 млн. человек. Следует отметить, что население Кыргызстана молодое: 37,7% составляют лица до 15 лет, а население старше 65 лет составляет 5,3% от общего населения. Население Кыргызстана имеет смешанную этническую структуру: 57% - кыргызы, 18,8% - русские, 13,5% - узбеки и другие. Страна преимущественно сельскохозяйственная, 62,8% от общего населения Кыргызстана проживает в сельской местности. Главенствующей религией является Ислам. Официально общий уровень фертильности составляет 2,8, хотя в 1997 году исследования по демографии и здравоохранению зафиксировали отметку 3,4. Подростковая фертильность официально составляет 46 на 1000. Почти четверть женщин (22,7%) в возрасте 19 лет являются матерями, 13% женщин в возрасте от 15 до 19 лет замужем. Репродуктивные и сексуальные права, репродуктивное здоровье, планирование семьи, являются основополагающими для развития народонаселения Кыргызстана и повышения качества человеческого капитала страны. Особое значение репродуктивные и сексуальные права имеют для молодежи и женщин, так как именно от этой категории населения ожидается наибольший вклад в социально - экономическое развитие Кыргызстана в новом столетии. Кыргызская Республика одна из первых стран в Содружестве Независимых Государств, приняла Закон "О репродуктивных правах граждан", который вступил в силу 21 января 2000 года. Наличие нормативной базы это лишь первый шаг в решении проблемы. Достоинства Закона "О репродуктивных правах граждан Кыргызской Республики" состоят в том, что впервые законодательно были закреплены и систематизированы в одном законодательном акте естественные, неотъемлемые права человека, которыми являются репродуктивные. Кыргызская Республика одна из первых на постсоветском пространстве признала необходимость нормативно-правового урегулирования вопросов репродуктивного здоровья. Действующий закон достаточно четко и определенно регулирует вопросы, касающиеся системы репродукции граждан Кыргызской Республики. Было предложено использование новых научных достижений во благо здоровья нации и населения. В нем нашли отражение большинство из 12 прав, предложенных Международной федерацией планирования семьи. Вместе с тем действующий закон нуждается в дополнениях и подлежит совершенствованию. Закон "О репродуктивных правах граждан Кыргызской Республики" не регулирует и мало затрагивает вопросы сексуальных прав граждан. Поэтому будет целесообразным введение в закон ряда дополнительных норм, защиту и охрану сексуальных прав и сексуального здоровья граждан. Коль, скоро, данные права являются естественными и неотчуждаемыми, особое внимание необходимо уделить вопросу конституционного закрепления данных прав. Менталитет, накопленный веками, а также национальные традиции и обычаи не могут быть обойдены при решении вопросов охраны и защиты репродуктивного здоровья. Необходимо согласовать национальные ценности с Законом "О репродуктивных правах граждан Кыргызской Республики". Возможно, также внести добавления в статью о государственной политике по обеспечению реализации и охраны репродуктивного и сексуального здоровья. Для такой малочисленной нации как кыргызы, возможно, более четко определить приоритеты государственной политики на поддержку материнства и усилить меры по правовой защите сексуальных и репродуктивных прав детей и женщин. Учитывая дефицит информации по вопросам охраны сексуального и репродуктивного здоровья, необходимо усилить эти вопросы в законе. Например, определить круг юридических лиц, которые могли бы явиться источником предоставления качественной и достоверной информации. Разработке и распространению добротной, качественной и достоверной информации по правовым аспектам сексуального и репродуктивного здоровья должно предшествовать глубокое изучение нужд и потребностей различных слоев населения в получении такой информации. В течении 2001 года Институт равных прав и возможностей Кыргызстана при поддержке Фонда Дж. и К. МакАртуров провел социологические исследования и научный анализ уровня осведомленности населения о правах на сексуальное и репродуктивное здоровье. Основываясь на знании нужд и специфических потребностей различных возрастных групп населения, Институтом были предприняты действия, которые составили результативность проекта. В ходе выполнения проекта grant # 99-59116-g SS "Реализация прав человека на репродуктивное и сексуальное здоровье в Кыргызстане" нами получены следующие результаты: I. Определение уровня осведомленности различных слоев населения Кыргызской Республики по правовым аспектам сексуального и репродуктивного здоровья Цель социологического исследования - изучить осведомленность и отношение различных слоев населения Кыргызстана к сексуальным и репродуктивным правам для формирования нового общественного мнения и новых подходов в решении этой проблемы. Задачи исследования:
Разработчики анкеты: Бакиева Гульнара, кандидат философских наук, доцент, социолог БГИЭК Оценочная группа: Голов Александр, кандидат медицинских наук, г.Бишкек Использованы следующие методы социологического исследования:
Социологическое исследование проводилось среди респондентов возрастной группы от 15 до 46 лет и старше, выделяя каждую возрастную группу. Исследование проводилось в следующих регионах республики: Джалал-Абадская область, Нарынская область, Иссык-Кульская область и город Бишкек. Обработка социологической информации проводилась по программе SPSS. Полевые исследования обеспечили репрезентативность выборки, и представляли различные возрастные категории населения южного и северного регионов республики. Всего обследовано 820 человек обоего пола в возрасте от 15 до 46 лет и старше. Разнообразие форм сбора информации обеспечило возможность осветить большой спектр вопросов относительно сексуальных и репродуктивных прав респондентов. 82,9% населения различных возрастных групп осведомлены о проблемах сексуального и репродуктивного здоровья, однако, в решении правовых и социальных аспектов разбираются недостаточно четко. Прослежена общая низкая осведомленность всех возрастных групп о правовых аспектах сексуального и репродуктивного здоровья. Большинство опрошенных просто не различают понятия репродуктивного и сексуального статуса человека, репродуктивных и сексуальных прав. Как показали наши исследования, мужчины и женщины на протяжении всей жизни сталкиваются с правовыми проблемами сексуальности и репродуктивности. Зачастую это связано с незнанием населения возможностей реализации и защиты своих сексуальных и репродуктивных прав. Особенно уязвимыми в этом отношении являются подростки и студенты. Известно, и подтверждено нашими исследованиями, что более половины подростков и молодежи (54%) получают информацию о половом развитии из сомнительных источников, а именно: с улицы, из низкопробной литературы и от друзей и видеопроката порнографических фильмов. Лишь 13% школьников приобрели знания о половом развитии от учителей и всего 6% подростков получили их в семье. В то время как 80% лиц среднего и пожилого возраста не берут на себя ответственность за передачу знаний по репродуктивному и сексуальному здоровью молодежи. Большинство родителей (80,4%) считают, что половое воспитание дети должны получать в школах и вузах. Наложение табу в семье на вопросы сексуальности, часто приводят подростков, молодых людей к совершению необдуманных поступков - употреблению алкоголя 10-16%, наркотиков 3%, бегство из семьи 13%, психические срывы 6%. вплоть до попыток суицида 11%. Существующий дефицит качественной информации по вопросам правого регулирования репродуктивного и сексуального здоровья отражается на всех слоях населения, но имеет специфическую значимость в различных возрастных группах. Если подростки и студенты нуждаются в информации по защите своих сексуальных прав (защита от домогательств, от нежелательной беременности, заражения и т.д.), то лица среднего возраста нуждаются в информации по реализации своих репродуктивных прав. Прослеживается тенденция роста нарушений и посягательств на сексуальные права подростков и студентов. Подростки испытывают сексуальные домогательства, в основном, со стороны родственников, а студенческая молодежь - со стороны сверстников и случайных лиц. В то же время лица зрелого возраста подвергаются насилию и несоблюдению репродуктивных прав со стороны членов семьи: принуждение к рождению ребенка, прерывание желанной беременности. Это происходит на фоне ухудшения здоровья женщин - рост заболеваний, передающихся половым путем (19,4%), самопроизвольные выкидышей (28%), абортов (43%), а 15% женщин фертильного возраста не имеют детей. Следует подчеркнуть, что 33,3% опрошенных респондентов среднего возраста не могли реализовать свое право иметь детей из-за господствующих общественных норм морали или запретов в семье. Сексуальные домогательства и насилие, которые происходят в молодежной среде, часто скрываются (11-70%), что наносит большой ущерб как физическому, так и психическому здоровью личности, ее гармоничному развитию, снижая качество человеческого капитала. Факты насилия (изнасилования, домогательства, проституция, распространение болезней, передающихся половым путем, аборты) находят отражение на страницах средств массовой информации (в основном, газет), которые не являются семейной литературой и поэтому оказывают слабое воспитательное воздействие. СМИ в Кыргызской Республике дают в основном эпизодическую информацию по вопросу репродуктивного и сексуального здоровья и защите сексуальных и репродуктивных прав. В большинстве случаев акцентируется внимание читателей на фактах насилия и невозможности привлечения, виновных к уголовной ответственности. Этим, подчеркивая бессилие жертв и правоохранительных органов перед лицами, совершившими противозаконные деяния. Следствием такого освещения событий является то, что население, особенно молодые люди, скептически относятся к государственным гарантиям по защите своих сексуальных и репродуктивных прав. Как известно, ревностными хранителями и защитниками устоявшихся традиций и обычаев являются представители старшей возрастной группы. Респонденты старшего поколения все еще сохраняют репрессивный тип менталитета по реализации сексуальных и репродуктивных прав. Представители религиозного культа также стараются регулировать эти вопросы. Хочется подчеркнуть, что национальные традиции, культурные обряды и обычаи являются сдерживающим фактором в пропаганде знаний и повышении осведомленности населения о защите репродуктивных и сексуальных прав граждан Кыргызстана. Кыргызская Республика состоит из двух географических регионов: южный
и северный. Южный регион (Ошская, Джалал-Абадская, Баткенская области)
характеризуется особым менталитетом, который устанавливает жесткие нормы
сексуального поведения и ориентирует супругов на выполнение , прежде всего,
репродуктивной программы в жизни человека. Северный регион ( Чуйская,
Нарынская, Иссык-Кульская , Таласская области) отличается менее жесткими
религиозными и национальными традициями, что связанно с влиянием европейской
культуры на население и сохранением элементов кочевой культуры. Социологический опрос населения Кыргызстана показал, что около половины опрошенных считают, что они не смогли в полной мере реализовать свои сексуальные и репродуктивные права. Этот грустный факт свидетельствует о нераскрывшемся потенциале личности у половины взрослого населения, и об утраченных возможностях развития общества и государства. Полученные нами результаты сопоставлены с данными социологического опроса, проведенным Кыргызским Альянсом Планирования Семьи (КАПС) в 2001 году. КАПС ставил целью изучить отношения молодежи к вопросам сексуального и репродуктивного здоровья, алкоголизма и наркомании. Возрастная группа респондентов КАПС это юноши девушки 15-24 лет. Результаты опроса КАПС показали, что в этом возрасте сексуальный опыт имею 38,2% опрошенных. Данные, полученные Институтом равных прав и возможностей, свидетельствуют, что сексуальные контакты школьников 15-18 лет имеют 32,0%, а среди студентов добрачные половые контакты имеют 50% опрошенных. По данным КАПС первый половой контакт у 58,1% респондентов был случайный, иногда в состоянии алкогольного опьянения - 12,3% и только 18,3% респондентов при этом использовали презервативы. Интересные результаты получены от респондентов КАПС на вопрос об источниках
информации. Молодежь, в возрасте 15-24 года получают и предпочитают получать
информацию от своих друзей - 54,4%, СМИ - 28,2% и родителей - 17,4%. Эти
данные не сопоставимы с результатами, полученными Институтом равных прав
и возможностей. Респонденты Института равных прав и возможностей считают,
что им необходима литература "семейного плана", то есть рассчитанная
на более интимную, вдумчивую и доверительную беседу. В своих эссе и сочинениях
молодые люди, опрошенные Институтом, четко выделяют круг проблем, на которые
они хотели бы получить ответ:
Первое в Кыргызстане репрезентативное обследование населения 4-х областей
Республики на знание прав по реализации репродуктивного и сексуального
здоровья выявило следующее:
Анализ государственных гарантий по реализации и защите прав граждан Кыргызской Республики на сексуальное и репродуктивное здоровье проведен специалистами различных отраслей - депутатами Парламента Кыргызстана, госслужащими. юристами, медицинскими работниками, учеными, преподавателями вузов, учителями школ, работниками правоохранительных органов. На обсуждение предложены следующие проблемы:
Свое видение проблемы, анализ условий реализации Закона Кыргызской Республики "О репродуктивных правах граждан", специалисты отразили в научных статях, которые вошли в сборник "Механизмы реализации репродуктивных и сексуальных прав человека в Кыргызстане". В последующем эти проблемы были обсуждены на заседании круглого стола, который состоялся 26 ноября 2001 года в отеле "Достук". Краткое изложение мнений специалистов по вопросам государственных гарантий по реализации и защите сексуальных и репродуктивных прав человека в Кыргызстане:
Таким образом, специалистами различного профиля произведен экспертный анализ государственных гарантий по реализации прав граждан Кыргызстана на сексуальное и репродуктивное здоровье. Установлено, что действующий с января 2000-года Закон Кыргызской Республики
"О репродуктивных правах граждан" еще не дал значимых положительных
изменений в обществе. В связи с этим предлагаются следующие меры: III. Реализация прав граждан Кыргызстана на информацию по правовым аспектам сексуального и репродуктивного здоровья 3.1.Анализ популярной литературы изданной в Кыргызстане,
по правовым аспектам На 2000 - 2001 год в Республике был издан обширный круг литературы, посвященной
сексуальному и репродуктивному здоровью. Существует 16 изданий, подготовленных
неправительственными организациями при содействии UNFPA и проекта ПРООН.
В свою очередь, Институтом равных прав и возможностей были подготовлены
три "Популярных текста" - Популярный текст для женщин, Популярный
текст для мужчин, Популярный текст для подростков. Был проведен открытый
тендер на их составление, который выиграли студенты КРСУ юридического
факультета. При составлении популярных текстов за основу, были взяты 12-ть
прав, разработанные МФПС. Тексты составлены таким образом, что помимо
гигиенических аспектов сексуального и репродуктивного здоровья они содержат
и социально-правовые аспекты. Тексты разработаны по трем основным направлениям:
Четкая адресная направленность текстов дает возможность предполагать, что тексты будут приняты теми возрастными группами, к которым они направлены. При подготовке текстов были учтены особенности менталитета кыргызского народа, национальных обычаев, традиций и реалии настоящего времени. Особое внимание было уделено подготовке текстов для подростков. Учитывались возрастные особенности этой категории лиц, особенности психики и мышления подростков. Детальные проработки текстов для подростков потребовало то обстоятельство, что государство выделило подростков в особую группу охраняемых и защищаемых лиц. Специфичность текстов для подростков заключается в освещении сексуальных прав, а при составлении текстов для женщин учитывались потребности женщин в реализации репродуктивных прав. Эти Популярные тексты были включены в книгу "Осведомленность населения Кыргызстана о сексуальных и репродуктивных правах" и дискурс "Права человека на репродуктивное и сексуальное здоровье в Кыргызстане", а также изданы отдельными брошюрами и выставлены в Web-сайт Института равных прав и возможностей. 3.2. Обсуждение вопросов, реализации прав граждан на информацию по правовым аспектам сексуального и репродуктивного здоровья, специалистами различного профиля На обсуждение предложены следующие проблемы: Во вступительном слове руководитель секции депутат Законодательного Собрания Парламента Кыргызской Республики К.Карабеков подчеркнул, что никто из приглашенных представителей СМИ не присутствует на круглом столе. Это свидетельствует о недостаточной осведомленности и непонимании важности данной проблемы не только населением республики, но и самой передовой ее части - журналистами. Анализируя ситуацию в Кыргызской Республике председательствующий подчеркнул роль национального, духовного, культурного и религиозного наследия народов Кыргызстана по регулированию сексуального поведения людей. Проблема заключается в возможности использования этого опыта для пропаганды прав на сексуальное и репродуктивное здоровье. Проблема в том, что носители правовой информации и носители культурологической информации - это разные люди, надо их объединить и поставить перед ними одну задачу. Когда они поймут друг друга - они найдут пути решения. Обсуждение проблем:
Руководителем секции депутатом К. Карабековым были подведены итоги обсуждения,
и предложены следующие пути решения: · Обратиться к Фонду народонаселения ООН в Кыргызской Республике с просьбой
оказать содействие в публикации "Популярных текстов для подростков,
мужчин и женщин" на основных языках народов Кыргызской Республики.
Институт равных прав и возможностей, выполняя проект, поддержанный Фондом Дж. И К. Мак-Артуров, разработал 3 уровня программ: Первый уровень-программа для всех в виде "популярных текстов". Эти тексты как уже указывалось разработаны с учетом всех возрастных категорий. Они могут быть использованы для уроков валеологии в общеобразовательных школах. Второй уровень - это подготовка социальных работников через тренинги. Институт равных прав и возможностей разработал структуру тренингов, апробировал его в городах Балыкчи, Нарыне и Бишкеке. Материалы тренингов обобщены в дискурсе "Права человека на репродуктивное и сексуальное здоровье". Третий уровень - самый высокий - это спецкурс лекций "Реализация, охрана и защита репродуктивных и сексуальных прав человека". Эти лекции прочитаны в Кыргызско-Российском Славянском университете на юридическом факультете. У нас имеются отзывы студентов на эти лекции. Спецкурс лекций может быть модифицирован в соответствии со спецификой факультета любого университета. Третий уровень образовательной программы вузов призван уже готовить специалистов высшего звена Тренинги Тренинг - это система особых приемов интенсивной интеллектуальной работы со взрослой аудиторией. Тренинг применяется в тех случаях, когда в сжатые сроки необходимо привить взрослому новые навыки, переобучить или углубить профессиональные знания. Но особо эффективным тренинг считается в тех случаях, когда нужно сломать привычные стереотипы и дать новый взгляд на события, проблемы. В последнем случае тренинг строится по особым логическим схемам. Но, не следует забывать главного назначения тренинга - обучение взрослых. Именно обучающая функция тренинга является его стержнем и назначением. Тренинг в нашем случае использован как подготовительный этап для круглого стола. Принципы подбора участников тренинга: Сотрудниками Института равных прав и возможностей разработана сессия тренингов: "Реализация прав человека на репродуктивное и сексуальное здоровье в Кыргызстане". Участниками тренингов были представители различных слоев населения: работники управленческих структур, правоохранительных органов, врачи и медицинские сестры, журналисты, учителя школ, студенты, пенсионеры, лидеры и члены НПО участвовало 140 человек. Сотрудники Института равных прав и возможностей составили набор вопросов, которые позволяют проверить исходный уровень знаний участников тренинга по проблеме "сексуальное и репродуктивное право". Информированность участников оценивалась до проведения тренинга и после его завершения. Оценка проводилась по трем градациям: "не знаю", "посредственные знания", "полные знания". Анализ анкетного опроса участников тренингов показывает низкий уровень понятий "Сексуальное здоровье", " Сексуальное и репродуктивное право" . До начала обучения 70% участников тренинга не могли указать какие из учреждений (государственных, общественных или частных), способствуют реализации сексуальных и репродуктивных прав в Кыргызстане. 60% участников тренинга не знали о способах защиты своих сексуальных и репродуктивных прав. Проведенные тренинги повысили знания слушателей по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и способов защиты своих сексуальных и репродуктивных прав, в среднем, на 52,4%. Сессии тренингов по проекту "Реализация прав человека на репродуктивное
и сексуальное здоровье в Кыргызской Республики" были проведены в
нескольких регионах Кыргызской Республики. В таблице 1 приведены сведения
о составе участников тренинга. Место проведения/ участники Количество г.Нарын 25 г.Бишкек Государственных служащих 33 г.Бишкек студенты 30 По оценкам участников тренинга труднее всего давались вопросы "право на сексуальное и репродуктивное здоровье", а также механизмы реализации прав в Кыргызстане. Спецкурс лекций Предлагаемый спецкурс лекций "Реализация, охрана и защита репродуктивных и сексуальных прав человека" содержит в основном темы, рассчитанные на 26 лекционных часов и 13 часов семинарских занятий. В лекционном курсе систематизированы последние достижения в области сексуальности и репродуктивности человека, полученные молекулярной и популяционной биологией, генетикой, психологией и медициной. Прослежена эволюция свойства размножения от простого деления до полового размножения, отражения этого свойства живой материи в биологических, социальных и духовных потребностях человека. Показаны различия в сексуальности и репродуктивности человека. Особое внимание уделено механизмам регулирования сексуального поведения людей - культурным традициям (на примере народов Центральной Азии), религиозным догмам и правовым, законодательным механизмам. Темы специального курса лекций: Спецкурс составлен таким образом, что основной материал может быть адаптирован к базовому образованию слушателей - медицина, педагогика и т.д. Спецкурс "Реализация, охрана и защита репродуктивных и сексуальных прав человека на репродуктивное и сексуальное здоровье" дополняется семинарскими занятиями. Последние могут быть заменены сессией тренингов или подготовкой рефератов по данным проблемам. Опыт реализации спецкурса в Кыргызско-Российском Славянском Университете для студентов 5-го курса юридического факультета показал высокую результативность такого подхода. Три студента вызвались подготовить популярные тексты с разъяснением сексуальных и репродуктивных прав для различных категорий населения. На предложения Института равных прав и возможностей прочитать спецкурс "Реализация, охрана и защита репродуктивных и сексуальных прав человека" откликнулся Иссык-Кульский государственный университет им.К.Тыныстанова. Адаптированный вариант спецкурса был прочитан для студентов Институт туризма и экологии. Слушателям спецкурса лекций и участникам сессии тренингов выдаются сертификаты Институт равных прав и возможностей и кафедры ЮНЕСКО "Конституционное право и гендерная политика". 3.4. Обсуждение образовательных программ по правовым аспектам сексуального и репродуктивного здоровья специалистами в области образования были приглашены профессорско-преподавательский состав юридических факультетов вузов, преподаватели медицинских вузов и колледжей, учителя школ. Вопросы для обсуждения: Обсуждение проблем: · Учителя школ и преподаватели вузов считают, что ни Министерство образования и культуры, ни Министерство здравоохранения Кыргызской Республики ничего не сделали для разработки образовательных программ по половому воспитанию. Было бы целесообразно, чтобы при содействии двух министерств был создан координационный центр по просвещению и подготовке образовательных программ в области сексуальных и репродуктивных прав. Этот же центр мог бы взять на себя функции сертификации и присвоения квалификации учителям школ и преподавателям вузов, которые будут работать в этой области. · Рассматривался вопрос необходимости использования опыта Института равных прав и возможностей в интерактивном обучении социальных работников. Социальный работник - это врачи и медсестры, работающие в Центре здоровья, в Центрах планирования семьи, в Центрах семья и брак и в любом другом медицинском учреждении, оказывающем услуги по сексуальному и репродуктивному здоровью. Социальный работник - это и учителя, и работники правоохранительных органов, НПО и т.д. Институт разработал тренинги и по отзывам участников этот метод обучения высоко эффективен. Высказаны пожелания Институту равных прав и возможностей издать пособие для социальных работников по пропаганде сексуальных и репродуктивных прав. Часть участников круглого стола считает, что издание пособия это лишь пол дела, необходимо через видео продукцию тиражировать сам процесс тренинга и раздавать социальным работникам само пособие и видеоматериалы процесса тренингов.
· Участниками круглого стола было отмечено, что благодаря поддержке Фонда МакАртуров, впервые в Кыргызстане сложилась стройная система образовательных программ, рассчитанных на три уровня. Благодаря этому появляется возможность апробировать эти программы через сеть социальных работников и вузы республики. Участники круглого стола обратились к представителям Парламента Республики с просьбой помочь внедрению этих программ в систему школьного и вузовского образования. Представители Парламента дали согласие и указали, что легче всего сделать это путем организации парламентских слушаний. Участниками дискуссии предложены следующие пути решения: 3.5. Организация сети юридических и физических лиц - пользователей и распространителей информации по правовым аспектам сексуального и репродуктивного здоровья Институт равных прав и возможностей разработал форму социального договора между Институтом и потенциальным партнером, пользователем правовой информации по сексуальному и репродуктивному здоровью. По социальным договорам Институт равных прав и возможностей обязуется: В свою очередь партнер обязуется: Социальные договора о партнерстве по информированию населения о правах
на сексуальное и репродуктивное здоровье были заключены как с государственными,
так и неправительственными организациями. В ходе выполнения проекта "Репродуктивное и сексуальное здоровье в контексте реализации прав человека в Кыргызстане" Институтом равных прав и возможностей создана сеть учреждений и физических лиц - пользователей информации о правовых аспектах сексуального и репродуктивного здоровья. Заключено 52 соглашения о партнерстве. Участники сети будут обмениваться опытом по распространению правовой информации среди населения, одновременно, изучая нужды населения и своевременно реагируя на них. Общие выводы по разделу 3 · Институт равных прав и возможностей подготовил три популярных текста на фокусные группы-подростки, взрослые женщины и мужчины. Тексты содержат толкование 12-ти прав на сексуальность и репродуктивность, имеют четкую адресность и адаптированы к этнической культуре. Тексты рекомендованы к широкому распространению среди населения Кыргызстана; · предложения по улучшению информированности населения через СМИ по правовой охране сексуального и репродуктивного здоровья рекомендовано внести в парламент страны для обсуждения при проведении Парламентских слушаний; · разработанные Институтом равных прав и возможностей образовательные программы подготовки социальных работников по пропаганде среди населения правовых знаний по охране сексуального и репродуктивного здоровья рекомендовать к широкому распространению; · подготовленный Институтом равных прав и возможностей спецкурс лекций "Реализация, охрана и защита репродуктивных и сексуальных прав человека" считать новаторским подходом и рекомендовать для внедрение в образовательные программы вузов; · приветствовать инициативу Института равных прав и возможностей по созданию реальных механизмов распространения информации по правовой защите сексуального и репродуктивного здоровья- открытие Web-страницы, постоянно действующей сети пользователей информации в Кыргызской Республики и подготовка видео сюжета для программы "Доор".
Согласно договору, заключенному между Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. Мак Артуров и Институтом равных прав и возможностей от 6 декабря 1999 года , Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Мак Артуров выделил гранд # 9959116 GSS , на реализацию Институтом равных прав и возможностей проекта "Репродуктивные и сексуальные права в контексте реализации прав человека в Кыргызстане". Цель проекта: В свою очередь задачами проекта являлись: Для реализации целей и задач проекта Институтом равных прав и возможностей
работа велась по трем основным направлениям: Все результаты, полученные Институтом равных прав и возможностей, в ходе
проведенной работы были систематизированы и опубликованы в следующих изданиях:
Помимо опубликованных работ Институтом равных прав и возможностей была
разработана и апробирована трехуровневая образовательная программа по
вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и правам: Второй уровень - это подготовка социальных работников через тренинги. Институт равных прав и возможностей разработал структуру тренингов, апробировал его в городах Балыкчи, Нарыне и Бишкеке. Материалы тренингов обобщены в дискурсе "Права человека на репродуктивное и сексуальное здоровье". Третий уровень - самый высокий - это спецкурс лекций "Реализация, охрана и защита репродуктивных и сексуальных прав человека". Эти лекции прочитаны в Кыргызско-Российском Славянском университете на юридическом факультете. У нас имеются отзывы студентов на эти лекции. Спецкурс лекций может быть модифицирован в соответствии со спецификой факультета любого университета. В модифыицированном варианте спецкурс лекций был прочитан в Иссык-Кульском государственном университете им.К.Тынистанова в Институте туризма и экологии. Третий уровень образовательной программы вузов призван готовить специалистов высшего звена Принимая во внимание тот факт, что на протяжении долгого времени население Кыргызстана подвергалось насаждению и воздействию репрессивного типа мышления в вопросах сексуального и репродуктивного здоровья и правам, Институтом равных прав и возможностей был сделан прорыв в этой области. Все перечисленные выше программы, адресованы определенным фокусным группам, что, в конечном счете, позволяет рассчитывать на высокую степень эффективности разработанных программ. Наряду с данными программами Институтом равных прав и возможностей были разработаны практические механизмы повышения осведомленности и информированности граждан Кыргызской Республики по вопросам реализации сексуальных и репродуктивных прав и здоровья. Web-сайт, созданный Институтом равных прав и возможностей, позволяет облегчить доступ к информации по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и правам для подростков и молодежи. Разработанные популярные тексты, адресованные к мужчинам, к женщинам и подросткам позволят охватить круг людей, которые в силу определенных причин не имею доступа к Интернету. Созданная Институтом равных прав и возможностей на основе социальных договоров сеть пользователей, позволит приобщить к решению и продвижению проблем сексуальных и репродуктивных прав граждан, обширный круг как государственных, так и неправительственных организаций. Это позволит участникам сети иметь обширный доступ ко всем материалам, подготовленным Институтом равных прав и возможностей в области сексуальных и репродуктивных прав. В свою очередь, эти организации являются ответственными за проведение необходимых мероприятий и реализацию программ по вопросам сексуальных и репродуктивных прав и здоровья среди населения. Институтом равных прав и возможностей, с целью презентации результатов проекта "Репродуктивные и сексуальные права в контексте реализации прав человека в Кыргызстане" и выработки решения по дальнейшему развитию проекта на 2002 год был организован и проведен круглый стол, который прошел 26 ноября 2001 года в отеле "Достук". Следует отметить, что проведенный круглый стол является первым в Кыргызской Республике, публичным обсуждением вопросов сексуальных и репродуктивных прав и здоровья. В заседании круглого стола принимали участие представители Парламента Кыргызской Республики, представители судейского корпуса, прокуратуры, специалисты (педагоги, психологи, социологи), представители молодежи и студенты (40 человек), профессорско-преподавательский состав вузов, педагоги школ, социальные службы планирования семьи, Центры здоровья, неправительственные организации. Фонд народонаселения ООН в Кыргызстане не только прислал своего представителя, но оказал финансовую поддержку в организации круглого стола. (см. приложение 5 - списки участников круглого стола) Общее решение круглого стола Впервые в Кыргызстане состоялось публичное обсуждение правовых аспектов сексуального и репродуктивного здоровья населения. Поднимаемые вопросы вызвали большую заинтересованность участников круглого стола. С огорчением отмечено, что приглашенные представители Министерства образования, науки и культуры, а также Министерства здравоохранения и ведущие журналисты не присутствовали на нем. Рассмотрены и приняты решения по следующим вопросам: Участники круглого стола выразили благодарность депутату Законодательного Собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Карабекову К. за проявленный интерес и согласие оказать помощь в инициировании парламентских слушаний по реализации Закона Кыргызской Республики "О репродуктивных правах граждан". Участники круглого стола пришли к выводу, что проведение парламентских слушаний является действенным механизмом реализации данного закона. Со своей стороны Институт равных прав и возможностей и другие организации, занимающиеся вопросами сексуального и репродуктивного права, взяли на себя обязательства о проведении мониторинга данного закона силами гражданского сектора. Участниками круглого стола была выражена благодарность Фонду Дж. И К. МакАртуров, обеспечившим проведение исследований в области сексуального и репродуктивного права и здоровья населения Кыргызстана. Выражена большая благодарность Фонду народонаселения ООН в Кыргызстане за поддержку в проведении круглого стола и желание использовать результаты деятельности Института равных прав и возможностей по проекту "Репродуктивное и сексуальное здоровье в контексте реализации прав человека в Кыргызстане" для пропаганды Закона Кыргызской Республики "О репродуктивных правах граждан" среди населения. Особая благодарность была выражена Институту равных прав и возможностей за неоценимый вклад в продвижении и дальнейшую теоретическую разработку сексуальных и репродуктивных прав, а также поисков механизмов решения этих проблем в Кыргызской Республике. Приложение 1 Приложение 2 Тренинг № 2 Механизмы реализации прав человека на репродуктивное и Конечные результаты:
Знаете ли Вы признаки здоровья человека? Что входит в понятие здоровый образ жизни? Знаете ли Вы какие-либо культурные традиции и обряды Вашего народа имеющие
целью поддержание здоровья человека? Знаете ли Вы что такое репродуктивное и сексуальное здоровье, в чем отличие
между этими понятиями? Знаете ли Вы свои сексуальные и репродуктивные права? Что такое планирование семьи? Знаете ли Вы о государственных, общественных или частных учреждениях,
способствующих реализации ваших сексуальных или репродуктивных прав? Знаете ли Вы как защитить свои сексуальные и репродуктивные права?
Пожелания -
Copyright
© 2001-2002, Институт равных прав и возможностей |